Анализ стихотворного текста (на материале стихотворения Н.А. Некрасова В дороге). Библиотека. Сочинения и рефераты по литературе. Анализ стихотворения. Русские писатели и поэты: Блок Пушкин Толстой Чехов Горький Есенин Маяковский Ахматова Лермонтов Твардовский Пастернак Достоевский Гоголь Платонов Шолохов Некрасов Шукшин Шекспир Солженицин Бунин Тургенев Булгаков Тютчев Фет Куприн Гончаров Набоков Гумилёв Чернышевский Гомер Грибоедов Салтыков Щедрин Дюма


дни
биография
собаки
оружие
делается
петр
лес
горы
пожар
война и мир
приключения
чайка
ворон
стариков
автобиография
тихий дон
мастер маргарита
измена
преступление наказание
мёртвые души мертвые
евгений онегин
грозу
одиссе
тёркин василий теркин
собачье сердце
гамлет
завещание
судьба человека
двенадцать
герой времени
русалочка
ромео джульетта
сестры
ревизор
тарас бульба
летописи
вишневый сад
обломов
отцы и дети
обелиск
поединок
поднятая целина
анна каренина
Анализ стихотворного текста (на материале стихотворения Н.А. Некрасова В дороге). Библиотека. Сочинения и рефераты по литературе. Анализ стихотворения. Русские писатели и поэты: Блок Пушкин Толстой Чехов Горький Есенин Маяковский Ахматова Лермонтов Твардовский Пастернак Достоевский Гоголь Платонов Шолохов Некрасов Шукшин Шекспир Солженицин Бунин Тургенев Булгаков Тютчев Фет Куприн Гончаров Набоков Гумилёв Чернышевский Гомер Грибоедов Салтыков Щедрин Дюма дни биография собаки оружие делается петр лес горы пожар война и мир приключения чайка ворон стариков автобиография тихий дон мастер маргарита измена преступление наказание мёртвые души мертвые евгений онегин грозу одиссе тёркин василий теркин собачье сердце гамлет завещание судьба человека двенадцать герой времени русалочка ромео джульетта сестры ревизор тарас бульба летописи вишневый сад обломов отцы и дети обелиск поединок поднятая целина анна каренина

Анализ стихотворного текста (на материале стихотворения Н.А. Некрасова "В дороге")

В дороге

"Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой, 

Разгони чем-нибудь мою скуку! 

Песню, что ли, приятель, запой 

Про рекрутский набор и разлуку; 

Небылицей какой посмеши 

Или, что ты видал, расскажи - 

Буду, братец, за все благодарен". 

- Самому мне не весело, барин: 

Сокрушила злодейка жена!.. 

Слышь ты, смолоду, сударь, она 

В барском доме была учена 

Вместе с барышней разным наукам, 

Понимаешь-ста, шить и вязать, 

На варгане играть и читать - 

Всем дворянским манерам и шуткам. 

Одевалась не то, что у нас 

На селе сарафанницы наши, 

А, примерно представить, в атлас; 

Ела вдоволь и меду и каши. 

Вил вальяжный имела такой, 

Хоть бы барыне, слышь ты, природной, 

И не то что наш брат крепостной, 

Тоись, сватался к ней благородный 

(Слышь, учитель-ста врезамшись был, 

Баит кучер, Иваныч Торопка),- 

Да, знать, счастья ей бог не судил: 

Не нужна-ста в дворянстве холопка! 

Вышла замуж господская дочь, 

Да и в Питер... А справивши свадьбу, 

Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу, 

Захворал и на Троицу в ночь 

Отдал богу господскую душу, 

Сиротинкой оставивши Грушу... 

Через месяц приехал зятек - 

Перебрал по ревизии души 

И с запашки ссадил на оброк, 

А потом добрался и до Груши. 

Знать, она согрубила ему 

В чем-нибудь, али напросто тесно 

Вместе жить показалось в дому, 

Понимаешь-ста, нам неизвестно. 

Воротил он ее на село - 

Знай-де место свое ты, мужичка! 

Взвыла девка - крутенько пришло: 

Белоручка, вишь ты, белоручка! 

В этом стихотворении поднимаются темы, которые были традиционны для творчества Некрасова, - жизнь и страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки, выросшей в господском доме, но впоследствии выданной замуж за простого мужика.

В стихотворении присутствует образ рассказчика, обращением которого открывается лирическое повествование. Это барин, находящийся в дороге. Чтобы скоротать время, он предлагает ямщику позабавить его песней, рассказом. Ситуация вполне естественна. Но барин хочет послушать мужика только ради забавы, не интересуясь на самом деле его судьбой. А ямщик внезапно начинает рассказ о серьёзных вещах, рассказ, который не может оставить слушателя безучастным.

Слова: "Скучно! скучно!..", которыми начинается стихотворение, заслуживают особого рассмотрения. Автор понимает под ними не только дорожную скуку. Имеется в виду "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно". Это относится и к рассказу ямщика, и к жизни всего народа.

“Самому мне невесело”, - говорит ямщик барину. И рассказывает о судьбе своей жены – девушки, воспитанной в господском доме вместе с молодой барышней. Здесь скрыт намёк на один из главных конфликтов деревенского общества - противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги хорошо одеты ("Одевалась не то что..."), перенимают манеры своих господ, но становятся игрушками в их руках. Перестав быть нужными господам ("Не нужна..."), они уже не могут заниматься хозяйством, так как всю жизнь были оторваны от земли. Им только и остается, что терпеть злобу и насмешки своих братьев-крестьян ("Белоручка...").

Очень остро в те времена стояла проблема оброка и барщины. Барин полностью распоряжался жизнью всех крепостных. Умер старый господин - и новый переводит их с барщины на оброк. Оброк был более выгодной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях). Но крестьяне не могли сразу поменять тип ведения хозяйства. Таким образом, барин только усложнял им жизнь.

Судьба девушки и её мужа – в центре проблематики стихотворения. Возможно, Груша была незаконной дочерью старого барина. В тексте об этом не говорится прямо, но иначе положение Груши в доме объяснить нельзя. Это было обычным явлением в то время. Об этом говорят и строки "Отдал богу господскую душу, сиротинкой оставивши Грушу").

Когда её прежний господин умирает, девушке приходится терпеть домогательства нового барина ("А потом..." и далее). Кончается тем, что её отсылают в деревню, а она не приспособлена к сельской жизни. Против воли её выдают замуж за мужика. Супруги не понимают друг друга, у них разные интересы, образование, воспитание. Прихоть помещика ломает судьбы двух людей. Такие прихоти ломают судьбы миллионов подневольных крестьян.

Некрасова продолжал раскрывать проблемы, поставленные Тургеневым. Оба писателя принадлежали к литературному направлению натурализма. Они глубоко затрагивали тему народной жизни - самый острый вопрос того времени. Но творчество Некрасова трагичнее, он обращал внимание на серьёзность проблемы и призывал к этому всех, видя в этом основу бед всего русского народа.

Автор использует множество деталей. Они очень ярко изображают интерьер барского дома, шитьё и вязанье. Показываются жители села - девушки в сарафанах, типичные обитатели усадьбы - учитель и кучер.

Некрасов создал стихотворение в форме "монолога в монологе". Композиция состоит из обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль - повествование. В речи мужика во множестве используются простонародные слова и выражения (порядок слов, вводные элементы "слышь ты", "понимаешь-ста", слова "баит", "али", искажённое произношение "тоись" и др.). Это позволяет сделать речь красочной и реалистичной.

Напевное звучание под аккомпанемент стука копыт создаётся в стихотворении с помощью размера (это трёхстопный анапест). Оно созвучно народной речи, благодаря чему стихотворение напоминает народную песню-жалобу.




























Сайт управляется системой uCoz